Материалы предоставлены интернет проектом ®



Скачати 31,99 Kb.
Дата конвертації29.01.2017
Розмір31,99 Kb.

Материалы предоставлены интернет - проектом ®



Введение

Актуальность выбранной темы. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

По сравнению с темой произведения, которая просто указывает читателю на то, какую часть окружающего нас «внешнего» для нас или нашего внутреннего мира исследует писатель, пафос литературного произведения и авторская идея, осознанно или интуитивно вложенные писателем в литературное произведение, определяют скрытые в нем при¬чинно-следственные связи и отвечают (со¬ответственно) на два очень важных для чи¬тателя вопроса:

1) почему, изображая то, что привлекло его внимание, писатель из¬брал именно тот эмоционально-оценочный аспект, который мы так хорошо чувствуем или должны почувствовать, читая литера¬турное произведение;

2) зачем он это сде¬лал?

Если ученик начинает думать над вопросами такого характера, то можно говорить об осознанном чтении. Если у школьника возникает желание после прочтения литературного произведения узнать об авторской идее и вообще об авторе данного литературного произведения как о писателе и человеке – это сигнал том, что школьник готов к изучению литературы, к осознанному чтению произведений. Такой уро¬вень восприятия текста литературного про¬изведения обыч¬но достигается почти всеми младшими школьниками к концу четвертого года фор¬мирования у них читательской самостоя¬тельности.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

Исходя из этого, проблема осознанности чтения представляется одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка в национальной школе. Отсутствие языковой среды сказывается на речевой подготовке учащихся, затрудняет осознанность, полное понимание прочитанного произведения.

Объект исследования: процесс обучения чтению младших школьников.

Предмет исследования: формирование осознанного чтения у учащихся 4 класса.

Целью данного исследования является определение эффективности применяемых нами приемов постановки вопросов и творческого пересказа на формирование осознанного чтения.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

 изучение психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

 выявить проблему по формировании осознанного чтения;

 разработать систему методов, направленных на формирование осознанного чтения;

 экспериментально обосновать эффективность учебных программ по чтению;

 проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс формирования осознанного чтения младших школьников будет эффективным, если использовать систему приемов по формированию осознанного чтения.

Методологической основой исследования явились работы психологов, педагогов, методистов о процессах обучению чтению младших школьников. Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как П.П. Блонского, К.Д.Ушинского, М.Р.Львова, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Р.Лурия и других.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение за учебным процессом в исследуемых классах;

- социометрический опрос;

- педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован учителями и методистами, студентами.

Эксперимент проведен в ? средней общеобразовательной школе. В ходе эксперимента участвовали учащиеся 4 класса, в количестве 14 человек.



Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Каталог: upload
upload -> Відділ освіти Криничанської райдержадміністрації
upload -> Замінено текст розділу: IV. Соціокультурна змістова лінія
upload -> Володимир Мельниченко Тарас Шевченко: «Мій великий друг Щепкін» Москва олма медіа Групп
upload -> Тарас Шевченко: «Моє перебування в Москві» Москва
upload -> Частина ІІІ михайло Грушевський: «Я оснувався в Москві, Арбат 55» Великий українець на Арбатi
upload -> Тема. Числівник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Числівники кількісні і порядкові. Числівники прості, складні й складені. Мета
upload -> Тема.. Старий рік поспішає на поріг
upload -> Повідомлення по темі «Будова слова»
upload -> Урок у першому класі «здрастуй, школо!» Мета: Розкрити учням поняття слів «школа», «школяр», розширювати пізнавальну діяльність дітей, формувати інтерес до навколишнього світу


Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©refos.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

увійти | реєстрація
    Головна сторінка


завантажити матеріал