Материалы предоставлены интернет проектом ®



Скачати 58,92 Kb.
Дата конвертації13.01.2017
Розмір58,92 Kb.

Материалы предоставлены интернет - проектом ®



Введение

Действующая программа начальной школы требует развития самостоятельности детей. Самостоятельность тем более необходима при решении текстовых задач. В ряду текстовых задач по математике задачи на движения занимают особое место. Ученик начальной школы должен уметь кратко записать условие задачи, проиллюстрировать его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и ее решении, проверить правильность решения. Однако на практике эти требования выполняются далеко не всеми учащимися, что приводит к серьезным проблемам в знаниях и навыках детей, создает препятствия в дальнейшем математическом образовании.

Почему же учащиеся допускают так много ошибок при решении задач?

Наблюдения показывают, что одна из основных причин допускаемых детьми ошибок в решении текстовых задач – неправильная организация первичного восприятия учащимися условия задачи и ее анализа которые проводятся без должной опоры на жизненную ситуацию, отраженную в задаче, без ее предметного и графического моделирования. Как правило, в процессе анализа используются лишь различные виды краткой записи условия задачи или готовые схемы, а создание модели на глазах у детей или самими детьми в процессе разбора задачи применяется крайне редко. К тому же при фронтальном анализе и решении задачи учителя нередко ограничиваются правильными ответами двух-трех учеников, а остальные записывают за ними готовые решения без глубокого их понимания.

Для устранения отмеченных недостатков необходимо, прежде всего, улучшить методику организации первичного восприятия и анализа задачи, чтобы обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметического действия всеми учащимися.

Многие учащиеся не только не хотят решать задачи на движение, но и не умеют. Как показывает практика обучения, умение решать задачи на движение у учащихся сформировано недостаточно. Например, учащимся были предложены две задачи, одинаковые по структуре, но различные по фабуле. В первой задаче речь шла о покупке тетрадей, во второй о движении тел. С первой задачей справилось значительной большинство учащихся, в то время как с задачей на движение – лишь незначительная часть. Некоторые дети вообще отказались от решения, обосновывая это тем, что задачи на движение они решать не умеют. Думается, что причина этого заключается в том, что дети недостаточно подготовлены к восприятию этих задач.

К сожалению, в настоящее время из-за желания учителей включить в урок различные виды работы, несколько ослаблено внимание к выработке у учащихся навыков и умений решения задач. А ведь регулярное включение в работу с классом задач развивающего характера, повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизирует их познавательную деятельность. Учитель начальных классов должен выработать навык решения как простых, так и составных задач на движение, на основании которого учащиеся смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.

Вот почему очень важно сформировать навык решения задач на движение в начальных классах. Именно поэтому тема нашего исследования «Преемственность в обучении решению задач на движение в начальной и основной школе».

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные пути осуществления преемственности в обучении решению задач на движение между основной и начальной школой.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению задач на движение.

Предмет исследования: пути предотвращения трудностей в обучении решению задач на движение на ступени начального образования.

Гипотеза исследования: в своем исследовании мы исходили из предположения о том, что обучение младших школьников решению задач на движение может быть достаточно эффективным при соблюдении следующих условий:

• изучение темы «Задачи на движение» строится с соблюдением принципа преемственности;

• первые задачи по теме не требуют длительных разъяснений и доступны большинству учащихся класса;

• при рассмотрении материала будет соблюдаться принцип «от простого к сложному»;

• учебная деятельность строится с учетом принципов новизны и действенной наглядности.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;

• изучить опыт учителей по работе над задачами на движение;

• провести опытно-экспериментальную работу по поиску путей преемственности в обучении решению задач на движение.

В нашем исследовании использовались следующие методы:

• теоретический анализ научно-методической литературы;

• наблюдение;

• анализ результатов деятельности;

• педагогический эксперимент.

Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, список литературы и приложения.

База исследования: МОУ «СОШ №3 г.Строитель» Белгородской области.

1. Преемственность в обучении как психолого-педагогическая проблема

1.1. Понятие преемственности в современной психолого-педагогической литературе

Преемственность как закономерность развития нашла отражение в психолого-педагогической литературе, в специальных исследованиях.

Весьма ценным представляется определение преемственности, которое дает Э.А. Баллер: «Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе его из одного состояния в другое» . Мы согласны с утверждением Э.А. Баллера о том, что без анализа преемственности нельзя понять диалектику развития, взаимосвязь между отрицаемым и отрицающим, между старым и новым, так как «каждое явление есть единство тождества и различия». Если каждый процесс, отличаясь от других, вместе с тем имеет и нечто общее с другими процессами, то следует вывод, что именно наличие этого общего обусловливает преемственность и, как частное ее проявление, – повторяемость в процессе развития данного явления. Эти философские утверждения позволили нам сделать вывод о необходимости подхода к осуществлению преемственности в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как к целостному процессу перспективного формирования личности ребенка, подчеркнуть необходимость выявления позитивных сторон воспитательной работы с детьми, поиска тех средств, которые способствовали бы качественному совершенствованию процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

История развития педагогической мысли накопила большой концептуальный материал, имеющий важное значение для целостного осмысления проблемы преемственности, дальнейшей разработки ее научных основ и путей практической реализации. Остановимся на некоторых позициях представителей гуманистической педагогики.

Выдающийся деятель эпохи Возрождения, педагог-гуманист Эразм Роттердамский подчеркивал, что воспитание, полученное в детские годы, определяет дальнейшую жизнь человека; он считал необходимым строить воспитание ребенка в соответствии с его возрастом, а возрасту должны соответствовать содержание и методы воспитания. Он утверждал, что «к воспитанию ребенка надо приступать с раннего детства, когда ребенок еще свободен от повседневных забот, а его дух чувствителен ко всему» , и определил основой и главным условием человеческого счастья «правильное наставление и постоянное воспитание».



Великий чешский педагог Я.А. Коменский показал, каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям: «в понимании вещей, в физических трудах и ловкости, в искусстве речи» , обращая внимание на необходимость преемственной связи образовательных звеньев.

По мнению Е.Н. Водовозовой, идеалом воспитания является человек, у которого хорошее здоровье, твердая воля, сильный и великодушный характер, человек, который развит умственно и нравственно. Умственное и нравственное воспитание она рассматривала в тесной взаимосвязи и считала необходимым осуществление его с раннего возраста. От природы ребенку свойственно стремление к деятельности и его надо удовлетворять, поддерживать, создавать условия для детской деятельности; первым условием умственного и нравственного воспитания ребенка до школы являются занятия, которые должны обязательно соответствовать возможностям детей, вытекать из «потребностей детской природы», развивать «ум и сердце» формирующейся личности. Важно особое внимание обратить на воспитание чувств ребенка, пробуждение в его душе сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основой нравственности. Первая заповедь воспитателя: научить ребенка любить. Е.Н. Водовозова считала, что «воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, т. е. когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно» .
Каталог: upload
upload -> Відділ освіти Криничанської райдержадміністрації
upload -> Замінено текст розділу: IV. Соціокультурна змістова лінія
upload -> Володимир Мельниченко Тарас Шевченко: «Мій великий друг Щепкін» Москва олма медіа Групп
upload -> Тарас Шевченко: «Моє перебування в Москві» Москва
upload -> Частина ІІІ михайло Грушевський: «Я оснувався в Москві, Арбат 55» Великий українець на Арбатi
upload -> Тема. Числівник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Числівники кількісні і порядкові. Числівники прості, складні й складені. Мета
upload -> Тема.. Старий рік поспішає на поріг
upload -> Повідомлення по темі «Будова слова»
upload -> Урок у першому класі «здрастуй, школо!» Мета: Розкрити учням поняття слів «школа», «школяр», розширювати пізнавальну діяльність дітей, формувати інтерес до навколишнього світу


Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©refos.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

увійти | реєстрація
    Головна сторінка


завантажити матеріал