Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на школьное образование



Скачати 39,52 Kb.
Дата конвертації28.02.2017
Розмір39,52 Kb.

Материалы предоставлены интернет - проектом ®



Введение

Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на школьное образование. Овладение родным языком и русским, как вторым родным, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте и рассматривается в современном мире как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Также эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.

Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, так как, по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, младший школьный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы русского языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления младшего школьника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.

По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания [33. с.319]. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Таким образом, создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность [5. с.99].

Мы считаем, что наша тема «Роль моделирования в развитии речи младших школьников» до сих пор недостаточно изучена и в настоящее время является особо актуальной.

Объектом исследования является процесс развития речи детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является метод моделирования как средство развития речи детей младшего школьного возраста.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития связной речи у детей младшего школьного возраста с использованием метода моделирования.

В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: использование моделирования в развитии речи младшего школьного возраста будет эффективно если:

- в процессе речевой практики использовать комплекс методов, имитативный, коммуникативный и конструктивный;

- целенаправленно использовать схемы-модели, формируя представления о структуре текста, помогая перейти на уровень осознанного конструирования и самостоятельного составления различных типов текста.

Исходя из целей исследования и рабочей гипотезы, в работе мы поставили следующие конкретные задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить уровни развития связной речи у учащихся 3 классов;

3. Разработать программу работы по русскому языку, основанную на использование метода моделирования, направленную на развитие связной речи детей младшего школьного возраста;

4. Экспериментально обосновать эффективность использования метода моделирования на уроках русского языка;

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие научно-исследовательские методы:

- теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);

- социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики);

- экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента с целью установления фактического уровня интеллектуально-познавательных способностей детей и формирующий, контрольный эксперимент).

Теоретическая значимость исследования. Теоретико -методологическое обоснование возможности и необходимости использования метода моделирования в работе по развитию речи детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно – методические материалы, тестовые задания, упражнения, направленные на развитие речи, могут быть использованы учителями непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики и родителями.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился 3 класс средней школы.



Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Каталог: upload
upload -> Відділ освіти Криничанської райдержадміністрації
upload -> Замінено текст розділу: IV. Соціокультурна змістова лінія
upload -> Володимир Мельниченко Тарас Шевченко: «Мій великий друг Щепкін» Москва олма медіа Групп
upload -> Тарас Шевченко: «Моє перебування в Москві» Москва
upload -> Частина ІІІ михайло Грушевський: «Я оснувався в Москві, Арбат 55» Великий українець на Арбатi
upload -> Тема. Числівник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Числівники кількісні і порядкові. Числівники прості, складні й складені. Мета
upload -> Тема.. Старий рік поспішає на поріг
upload -> Повідомлення по темі «Будова слова»
upload -> Урок у першому класі «здрастуй, школо!» Мета: Розкрити учням поняття слів «школа», «школяр», розширювати пізнавальну діяльність дітей, формувати інтерес до навколишнього світу


Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©refos.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

увійти | реєстрація
    Головна сторінка


завантажити матеріал